ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В связи с многочисленными обращениями о порядке организации досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления разъясняем следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и аналогичными положениями части 1 статьи 79 Закона Астраханской области 02.03.2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области»  избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. 

Обращаем внимание, что право проголосовать досрочно не является безусловным правом избирателя, а предоставляется только в случае невозможности прибытия в помещение для голосования в день голосования по уважительной причине. Примерный перечень причин, которые могут быть отнесены к уважительным, также содержатся в приведенных выше нормах.

Центральной избирательной комиссией России постановлением от 4 июня 2014 г. № 233/1480-6 утверждены Методические рекомендации о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, являющиеся на основании пункта 13 статьи 21 Федерального закона обязательными для исполнения.

Пунктом 4.2 указанных Методических рекомендаций определено, что члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, организующие досрочное голосование, при рассмотрении заявления избирателя о предоставлении возможности проголосовать досрочно сверяют причину, указанную избирателем в заявлении с перечнем уважительных причин, перечисленных в пункте 2 статьи 65 Федерального закона, при наличии которых избирателю должна быть предоставлена возможность досрочного голосования. Если причина, указанная избирателем в заявлении, не соответствует пункту 2 статьи 65 Федерального закона, то члены избирательной комиссии, принявшие заявление, обязаны проинформировать избирателя о том, что его заявление подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Избирательная комиссия в течение суток с момента поступления данного заявления избирателя, а в день, предшествующий дню голосования, не позднее времени окончания досрочного голосования, обязана рассмотреть на заседании комиссии поступившее заявление, незамедлительно оформить в письменном виде свое решение и довести его до сведения заявителя.

В случае признания причины заявителя уважительной избирательная комиссия принимает соответствующие организационные меры по участию заявителя в досрочном голосовании.

Таким образом, избирательным комиссиям при организации досрочного голосования надлежит в обязательном порядке оценивать уважительность причины, указанные избирателями в заявлении о предоставлении возможности проголосовать досрочно. При возникновении сомнений, вопрос о предоставлении такого права подлежит рассмотрению на заседании соответствующей избирательной комиссии.

Кроме того, обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. В связи с этим в случае поступления обращения избирателей либо получения иным образом достоверного сообщения о принуждении к участию либо отказу от участия в голосовании избирательной комиссии надлежит незамедлительно обратиться в правоохранительные органы для проведения проверки и принятия мер к пресечению незаконных действий.


Возврат к списку