Избирательные комиссии     |      Выборы и референдумы     |      Нормативная база     |      Политические партии     |      Планируемые выборы     |      Информация о деятельности контрольно-ревизионной службы     |      Документы Избирательной комиссии АО     |      Судебная практика     |      Работа с обращениями граждан     |      Архив выборов и референдумов   
Интернет-портал / Работа с обращениями граждан / Постановления ИКАО, принятые по жалобам на решения нижестоящих комиссий    
 

Единый день голосования 18 сентября 2016 года
Сайты территориальных избирательных комиссий
Объявления
Список политических партий, отвечающих требованиям статьи 351 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Законодательство о выборах и референдумах
Кадровая служба
Формирование участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий
Использование при голосовании на выборах, референдумах комплексов обработки избирательных бюллетеней, средств видеонаблюдения и трансляции изображения
Информационное обеспечение
Архив "Единые дни голосования"
Численность избирателей
Обучение
Молодежная избирательная комиссия
Раздел для молодежи
Работа с обращениями граждан
Сведения о главах и депутатах
Контакты
Ресурс для слабовидящих
Фотогалерея

31.08.15 ПОСТАНОВЛЕНИЕ №183/1079-5 от 27 августа 2015 г. О жалобах члена избирательной комиссии Астраханской области с правом совещательного голоса С.В. Щербакова и первого секретаря Астраханского областного отделения ПП «КПРФ" В.Ф. Вострецова

< пред.   след. »


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 августа 2015 г.                                                       

№183/1079-5

г. Астрахань

 

О жалобах члена избирательной комиссии Астраханской области с правом совещательного голоса С.В. Щербакова и первого секретаря Астраханского областного отделения политической  партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В.Ф. Вострецова

 

В избирательную комиссию Астраханской области 24 августа 2015 года поступили жалобы члена избирательной комиссии Астраханской области с правом совещательного голоса С.В. Щербакова и первого секретаря Астраханского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – АОО п.п. «КПРФ») В.Ф. Вострецова. Заявители просят отменить постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» (далее – ОИК) от 12 августа 2015 года № 3/11 «Об образовании избирательного участка в месте временного пребывания избирателей на территории одномандатного избирательного округа № 9 для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» шестого созыва 13 сентября 2015 года», а также постановление избирательной комиссии муниципального образования «Город Астрахань» от 21 августа 2015 года № 38/180-6, которым подтверждена законность указанного постановления ОИК.

Рассмотрев материалы, связанные с заявлениями, заслушав заинтересованных лиц, избирательная комиссия Астраханской области установила следующее.

12 августа 2015 года в избирательную комиссию муниципального образования «Город Астрахань» (далее - ИКМО) поступило обращение исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница» (далее – ГБУЗ АО АМОКБ) о необходимости образования на ее территории избирательного участка для проведения голосования на выборах депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» 13 сентября 2015 года. В этот же день обращение для рассмотрения было направлено в ОИК, которая на своем заседании приняла обжалуемое решение.

Заявители, полагая, что избирательный участок был образован не на основании сведений о числе зарегистрированных на его территории избирателей, то есть в нарушение требований пункта 1, 2, 10 статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), обратились в ИКМО с жалобой об отмене указанного решения ОИК. При этом с аналогичной жалобой в ИКМО обратился и член избирательной комиссии муниципального образования «Город Астрахань» с правом решающего голоса Х.Т. Кутлалиев. Рассмотрев поступившие обращения, ИКМО не установила нарушений избирательного законодательства при принятии ОИК указанного решения.

Избирательная комиссия Астраханской области не находит оснований для отмены решений нижестоящих избирательных комиссий.

Порядок образования избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей определен статьей 19 Федерального закона. При этом пунктом 5 указанной статьи установлены особенности образования избирательных участков на территории мест временного пребывания избирателей, к которым избирательное законодательство, прежде всего, относит больницы. Такие избирательные участки могут образовываться предусмотренной законом комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» (далее – Закон Астраханской области) избирательные участки в местах временного пребывания избирателей могут образовываться окружной избирательной комиссией. То есть решение об образовании избирательного участка принято ОИК в соответствии с ее компетенцией и без нарушения установленного законом срока.

Требование об образовании избирательных участков на основании сведений о числе зарегистрированных на их территории избирателей установлено пунктом 2 статьи 19 Федерального закона, определяющей порядок образования избирательных участков, формируемых на пятилетний срок. Образование таких участков отнесено к компетенции глав местных администраций. Специальная норма пункта 5 статьи 19 Федерального закона, устанавливающая порядок образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей, подобных требований не содержит.

Согласно пункту 2.3. Методических рекомендаций по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 7 апреля 2015 № 278/1649-6 при принятии решения о целесообразности образования избирательного участка в месте временного пребывания должна учитываться информация руководителя организации, предприятия лишь о примерном количестве избирателей, которые будут находиться на их территории в день голосования. Такая информация содержалась в обращении исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ АО АМОКБ.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона регистрация избирателей осуществляется в пределах территории всего муниципального образования, а не отдельных избирательных участков.

В связи с этим образование избирательного участка на территории ГБУЗ АО АМОКБ не на основании сведений о числе зарегистрированных на его территории избирателей не может являться основанием для признания его незаконным.

Не может являться препятствием для образования рассматриваемого избирательного участка и предусмотренное Законом Астраханской области досрочное голосование. По прямому указанию пункта 17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель не лишен возможности проголосовать по своему выбору либо по месту жительства, либо по месту пребывания. При этом установленная указанной нормой обязанность избирательных комиссий исключить избирателя из списка избирателей избирательного участка, где  находится его место жительства, во взаимосвязи с обязанностью членов участковой избирательной комиссии проверить факт досрочного голосования избирателя, установленной частью 6 статьи 78 Закона Астраханской области, исключает возможность проголосовать дважды одному и тому же избирателю.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах, образование избирательных участков в местах временного пребывания направлено на обеспечение активного избирательного права лиц, вынужденно оказавшихся в указанных местах в день голосования, путем создания им условий для выражения своего волеизъявления и участия в выборах.

Вместе с тем, при принятии ОИК обжалуемого решения в нарушение требований пункта 5 статьи 19 Федерального закона не был определен срок, на который образуется участок в месте временного пребывания. Данное обстоятельство само по себе не может служить достаточным основанием для отмены, по сути, законного решения нижестоящей избирательной комиссии, однако влечет необходимость принятия дополнительного решения ОИК.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 статьи 19, статьей 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия Астраханской области

          ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Жалобы члена избирательной комиссии Астраханской области с правом совещательного голоса С.В. Щербакова и первого секретаря Астраханского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В.Ф. Вострецова об отмене постановлений окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 12 августа 2015 года № 3/11 «Об образовании избирательного участка в месте временного пребывания избирателей на территории одномандатного избирательного округа № 9 для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» шестого созыва 13 сентября 2015 года», избирательной комиссии муниципального образования «Город Астрахань» от 21 августа 2015 года № 38/180-6 «О жалобах члена избирательной комиссии Астраханской области с правом совещательного голоса С.В. Щербакова, первого секретаря АОО п.п. «КПРФ» В.Ф. Вострецова и члена избирательной комиссии муниципального образования «Город Астрахань» с правом решающего голоса Х.Т. Кутлалиева» оставить без удовлетворения.

2. Обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» не позднее 1 сентября 2015 года принять решение об определении срока, на который образован избирательный участок № 253.

3. Направить настоящее постановление в избирательную комиссию муниципального образования «Город Астрахань», окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань».

4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте избирательной комиссии Астраханской области в сети Интернет.

 

Председатель  комиссии                                                                И.М. Коровин

 

Секретарь комиссии                                                                       В.М. Мизова

 

 

Особое мнение

члена избирательной комиссии Астраханской области

с правом решающего голоса Н.Н. Буянского по вопросу «О жалобах члена избирательной комиссии Астраханской области с правом совещательного голоса

С.В. Щербакова и первого секретаря Астраханского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В.Ф. Вострецова»

 

27 августа 2015 года избирательная комиссия Астраханской области (ИКАО) оставила без удовлетворения жалобы члена избирательной комиссии Астраханской области с правом совещательного голоса С.В. Щербакова и первого секретаря Астраханского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В.Ф. Вострецова об отмене постановлений окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» (далее – ОИК №9) от 12 августа 2015 года № 3/11 «Об образовании избирательного участка в месте временного пребывания избирателей на территории одномандатного избирательного округа № 9 для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» шестого созыва 13 сентября 2015 года» (далее – постановление ОИК №9) и избирательной комиссии муниципального образования «Город Астрахань» от 21 августа 2015 года № 38/180-6 «О жалобах члена избирательной комиссии Астраханской области с правом совещательного голоса С.В. Щербакова, первого секретаря АОО п.п. «КПРФ» В.Ф. Вострецова и члена избирательной комиссии муниципального образования «Город Астрахань» с правом решающего голоса Х.Т. Кутлалиева».

Жалобы появились на решение ОИК №9 образовать избирательный участок в ГБУЗ АО АМОКБ по обращению и.о. главного врача данного учреждения, который сообщил, что в день голосования в больнице будут находиться 1200 пациентов и 250 сотрудников.

Постановление ОИК №9 принято со ссылкой на статью 13 Закона Астраханской области «О выборах депутатов в органы местного самоуправления в Астраханской области» (далее – Закон Астраханской области) и статью 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Однако ссылки на данные правовые нормы без указания конкретных положений, которые позволяют образовывать избирательные участки для виртуальных избирателей, дали повод обжаловать данное постановление в избирательную комиссию муниципального образования «Город Астрахань» (далее - ИКМО).

Рассмотрев жалобы, ИКМО признала правильным принятие постановления ОИК №9. При этом в качестве доказательств даны ссылки на пункт 5 статьи 19 Федерального закона, которым установлены предельные сроки образования избирательных участков, и пункт 17 статьи 17 данного закона, которым установлены сроки подачи избирателем в комиссию личного заявления о включении его в список избирателей по месту временного пребывания.

В то время как в жалобах речь идет о правомерности образования избирательного участка в месте временного пребывания в условиях, когда на день принятия постановления отсутствовали реальные избиратели как субъекты права, которым необходимо обеспечить реализацию их волеизъявления во время проведения данных выборов.

Большинство членов ИКАО полагают, что решение об образовании избирательного участка в больнице надо принимать заранее, затем по мере поступления заявлений составлять список избирателей и дать возможность проголосовать всем обратившимся, а потому признали правильным образование избирательного участка в ГБУЗ АО АМОКБ и не нашли оснований для отмены решений нижестоящих избирательных комиссий.

Я голосовал против принятия постановления ИКАО, т.к. при рассмотрении вопроса учтены не все положения Федерального закона и Закона Астраханской области, связанные с образованием избирательных участков в местах временного пребывания граждан.

Разногласия возникли в части, касающейся понимания наличия тех объективных оснований, которые достаточны и необходимы для решения вопроса об образовании в таком месте избирательного участка.

По мнению большинства членов ИКАО требование об образовании избирательных участков на основании сведений о числе зарегистрированных на их территории избирателей не касается мест временного пребывания.

Однако при такой позиции становится непонятным, в чем заключается смысл дополнительных (предельных) сроков, установленных законом для образования участков в таких местах, если они все равно образуются независимо от наличия избирателей, а лишь только потому, что там есть граждане. В таком случае ставится по сомнение и необходимость в целом заниматься учетом избирателей, т.к. все совершеннолетние граждане потенциально являются избирателями.

Мои доводы основаны на следующем.

Под избирательным участком понимается часть территории избирательного округа и помещение, т.е. территориальная организационная единица, которая образуется для подготовки и проведения выборов, организации голосования, подсчета голосов избирателей.

Содержание понятия «избиратель» установлено Федеральным законом (пп.18 ст.2), при этом никаких разграничений в использовании данного понятия применительно к образованию участков в общем порядке (на 5 лет) или в отдельном случае (на определенный срок) не отмечено. При этом частью 5 статьи 19 Федерального закона предоставлена возможность заинтересованным лицам проанализировать ситуацию в местах временного пребывания граждан, на предмет установления среди них тех, кто по определению является избирателем и будет находиться в данном месте в день голосования.

Поэтому первично для образования любого избирательного участка необходимо знать данные о наличие реальных, а не абстрактных избирателей, что является основанием для принятия соответствующего решения.

Вторичным является этап составления списка избирателей. Причем в больнице такой список может состоять из незначительного числа избирателей, но только тех, которые в силу длительности лечения в день голосования будут находиться в больнице. Именно в данный список частью 17 статьи 17 Федерального закона и предоставлено право участковой избирательной комиссии включать дополнительно избирателей по мере поступления их письменного обращения.

Таким образом, для образования любого избирательного участка необходимо наличие на его территории определенного количества избирателей (граждан Российской Федерации, достигших на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории соответствующего избирательного округа). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

В лечебном учреждении информацией о пациентах располагает руководитель, который и должен заранее, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования, установить число граждан, проживающих на территории избирательного округа, где расположена больница, и которые в день голосования будут находиться в больнице, чтобы на основании этих данных соответствующая избирательная комиссия смогла образовать избирательный участок.

В данном случае нет оснований полагать, что активным избирательным правом обладают все 1200 пациентов больницы, т.к. среди них окажется не так уж и много граждан, проживающих в пределах избирательного округа №9.

АО АМОКБ - медицинское учреждение, в котором имеется 1200 койко-мест. Являясь больницей областного уровня, подавляющее большинство находящихся в ней на излечении граждан являются либо сельскими жителями, либо проживают на территориях других городских одномандатных избирательных округов или даже в других регионах России. Среди пациентов есть несовершеннолетние и граждане, находящиеся на дневном стационарном лечении, а также иностранные граждане.

Что касается сотрудников больницы, то факт их нахождения на рабочем месте устанавливается администрацией учреждения, а не органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, т.е. не подпадает под действие пункта 2 статьи 16 Федерального закона. Это не дает основание считать такую категорию лиц избирателями, а, следовательно, включать их в список избирателей. Притом не факт, что все сотрудники имеют регистрацию по месту жительства в Астрахани и, соответственно, обладают активным избирательным правом на данных выборах.

Принимая постановление, члены ОИК №9 не стали считаться с тем, что на выборах депутатов представительного органа муниципального образования частью 1 статьи 79 Закона Астраханской области предусмотрено досрочное голосование. Такая возможность предоставлена избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего места жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей.

Досрочное голосование проводится в помещении окружной избирательной комиссии (за 10 - 4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (за три дня до дня голосования). При этом следует отметить, что ОИК №9 находится на расстоянии одной автобусной остановки от ГБУЗ АО АМОКБ, а пересмена медицинского персонала происходит в 8.00 и 18.00 часов.

Следовательно, весь персонал данной больницы при желании может проголосовать досрочно, а 13 сентября 2015 года, не отвлекаясь от основной работы, спокойно заниматься с пациентами, многие из которых в воскресенье уходят домой.

Таким образом, гарантией участия граждан в выборах является регистрация избирателей в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона. Именно эта регистрация лежит в основе образования как избирательных округов, так и образования избирательных участков. Следовательно, чтобы в месте временного пребывания образовать избирательный участок, на его территории должны находиться не пациенты и сотрудники, а избиратели, численность которых может установить руководитель такого места временного пребывания.

Именно в этих целях частью 5 статьи 19 Федерального закона установлены иные сроки образования избирательных участков для отдельных категорий избирателей (если таковые имеются, например, в месте временного пребывания).

На основании изложенного, принимая во внимание, что на момент принятия решения об образовании избирательного участка в ГБУЗ АО АМОКБ отсутствовали данные о количестве избирателей, которые будут находиться на территории больницы в день голосования, учитывая, что в постановлениях ОИК №9, ИКМО и ИКАО не упоминается в интересах какого числа избирателей образован избирательный участок, а также отсутствуют ссылки на конкретные положения правовых норм, которые позволяют образовывать избирательные участки в тех местах временного пребывания, где нет реальных избирателей, считаю постановление ОИК №9 принято неправомерно, а принятые по данному вопросу решения ИКМО и ИКАО – ошибочными.

 

Н.Н. Буянский

27 августа 2015 года

 

« пред.   след. »

<<< Вернуться к списку


Интернет-портал  
Обратная связь